#ARTGUIDE_ellipse
ШЕДЕВРЫ МИРОВОЙ ЖИВОПИСИ - "Крик" - Эдвард Мунк - 1893
(Картон, масло, темпера, пастель. 91 × 73,5 см - Национальная галерея, Осло)
В творчестве многих художников трудно выделить единственную самую значимую и известную картину, однако в случае с Мунком не возникает сомнений – его «Крик» знают даже люди, не питающие слабости к искусству. Как и многие другие полотна, Мунк воссоздавал «Крик» в течение нескольких лет, написав первую версию картины в 1893 году, а последнюю – в 1910-м.
Кроме того, в эти годы художник работал над похожими по настроению картинами, например, над «Тревогой» (1894), изображающей людей на том же мосту над Осло-фьордом, и «Вечером на улице Карла Иоанна» (1892). По мнению некоторых искусствоведов, таким образом художник пытался избавиться от «Крика», но смог сделать это лишь после курса лечения в клинике.
Взаимоотношения Мунка со своей картиной, как и её трактовки – любимая тема критиков и экспертов. Кто-то считает, что скорчившийся в ужасе человек реагирует на доносящийся отовсюду «Крик природы» (первоначальное название картины). Другие верят, что Мунк предвидел все катастрофы и потрясения, которые ждут человечество в XX веке, и изобразил ужас перед будущим и в то же время невозможность его преодоления, ведь вскоре картина стала реальностью: разразились мировые войны, голод, революции и бедствия экологического характера.
Как бы то ни было, эмоционально заряженная картина стала одной из первых работ экспрессионизма и для многих осталась его эмблемой, а отражённое в ней отчаяние, отчуждённость и одиночество оказались главными в искусстве модернизма.
О том, что легло в основу «Крика», художник писал в своем дневнике. В записи под названием «Ницца 22.01.1892» сказано:
«Я шёл по тропинке с двумя друзьями – солнце садилось – неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и оперся о забор – я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-черным фьордом и городом – мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу.»
«Крик» Мунка повлиял не только на художников ХХ века, но и цитировался в поп-культуре: самая очевидная аллюзия на картину – знаменитая маска из одноимённого голливудского фильма ужасов.